многоканальная звукозапись

Сколько каналов у многоканальной студии?

Современная студия завязана вокруг рабочего места. Под рабочим местом звукорежиссёра (аранжировщика, саундпродюсера) подразумевается DAW, включающая в себя секвенсор-аудиоредактор-микшер с возможностью использования плагинов от компрессоров и ревербераторов до синтезаторов и сэмплеров. Фактически ограничения на количество каналов в микшере-секвенсоре нет, потому что чаще всего и DAW, и мощность компьютеров значительно превосходят потребности большинства звукозаписывающих (музыкальных) задач.

Иначе говоря, для сведения и воспроизведения мы можем задействовать столько каналов, сколько потребуется. Исключениями могут быть разве что большие оркестры, запись которых лежит далеко вне интересов домашних студий… да и то, если не пробовать одновременно писать 128 инструментов на 128 микрофонов, для многих задач достаточно одной согласованной стереопары микрофонов в акустически пригодном помещении. Сколько же каналов реально нужно для вашей домашней студии звукозаписи?

В первую очередь это зависит от задач. И уж потом — от бюджета, свободного места и прочих факторов.

Сразу оговорюсь, что есть ещё один смысловой оттенок — многоканальная музыка типа 5.1 или 7.1, которая также ничего принципиально не меняет в подходе к работе, достаточно иметь соответствующий аудиоинтерфейс и контрольные мониторы. Уточню, что мы рассматриваем работу над более стандартным звуком, который сводится моно или стерео на выходе.

Поэтому, когда мы говорим о 8-ми или 16-канальной студии, мы подразумеваем реальное количество аналоговых каналов, которые в данной конфигурации можно записывать одновременно. Очевидно, что чем больше каналов, тем лучше. Но и значительно дороже. Давайте рассмотрим, какие задачи сколько каналов требуют и попытаемся выявить, как собрать студию, чтобы и аппаратура не простаивала, и денег лишних не переплачивать, и задачи творческие выполнялись легко и комфортно, не отвлекаясь на попутное решение задач технических.

1 канал

Существует немалое количество одноканальных звуковых карточек, обычно они компактные и недорогие. Зачастую они даже интегрированы прямо в микрофон, предусилитель или гитарный процессор. Иначе говоря, это карта 1х2, то есть один вход и два выхода (то есть стерео).

Преимущества: компактен, недорого стоит.

Недостаток: непригодны для работы со стереосигналом. Например записать одновременно электроакустическую гитару в линию и вокал в микрофон мы уже не можем. Стереопару микрофонов подключить не можем.

Обычно АЦП таких карт невысокого уровня. Исключения: дорогие микрофонные предусилители со встроенным высококачественным АЦП. Это идеальное решение для озвучивания рекламных роликов: жирный ламповый звук, не переплачиваем за лишние каналы.

Сфера применения: абсолютно достаточно для индивидуальной потрековой (поканальной) работы с микрофоном, гитарой или бас-гитарой в режиме содания “рыбы», демо-записи. Благодаря компактности мастхэв для сочинения, чтобы фиксировать свои идеи всегда и везде.

Популярны гибридные решения: микрофоны со встроенной картой, который сразу подключается по USB к компьютеру. Такого решения вполне достаточно для записи подкастов, озвучки обучающего видео, начитки аудиокниг.

Примеры: iRig, Apogee One, Samson USB, guitar VOX.

Нюанс: иногда кажется, что задачу записи двух каналов можно решить двумя одноканальными картами. Например, вы хотите спеть под гитару и у вас есть гитарный iRig и USB микрофон. Казалось бы — назначьте их на разные дорожки и пишите одновременно! Или у вас два USB микрофона: назначьте их на разные дорожки и записывайте двух собеседников, потом разводите по панораме и сводите стереопару. Но нет. Не выйдет. В настройках можно выбрать только одно устройство на запись и одно на воспроизведение. То есть две карты к одному компьютеру подключить можно, но при этом одна будет только записывать один канал, а вторая — воспроизводить стерео.

Альтернативный вариант: два одноканальных устройства подключаются к разным дивайсам. После записи треки можно собрать в одном проекте. Два основных недостатка: совместный мониторинг будет недоступен, придётся потратить много лишнего времени, неудобно сразу прослушивать результат. То есть костыль весьма неудобен.

2 канала

Пожалуй, именно двухканальных интерфейсов подавляющее большинство. По цене и качеству существует огромное количество вариантов, поэтому в эти детали вдаваться не будем. Эти карты обозначаются как 2х2, что значит два входа и два выхода.

Большинство не только домашних, но и некоторых профессиональных студий оборудованы подобными интерфейсами. Для производства аудиорекламы, подкастов, аудиокниг, вполне достаточно двух каналов. Главное, чтобы качество АЦП-ЦАП устраивало по техническим параметрам и по звучанию.

Кстати, для полевой записи используют линейные рекордеры: это такие продвинутые диктофоны, в которые встроены микрофоны (порой весьма неплохая согласованная стереопара), а также есть разъёмы для подключения внешних источников — Line, Mic. Так вот, это вполне рабочее решение для записи двух каналов: два собеседника, голос и гитара, стерео-инструмент (клавишные или пэды), стереозапись с микшера или комбика. Лично у меня уже 10 лет трудится устройство Tascam DR-100, всё очень качественно и стабильно. Сейчас есть масса новых бюджетных моделей от Zoom и премиальных от Sony.

3-6 каналов

Обычно это какие-то специализированные или гибридные интерфейсы, например для живой клубной работы DJ или записи звука со съёмочной площадки в полевых условиях.

Но есть и относительно недорогие четырёхканальные карты, которые вполне подойдут для домашнего сетапа класса Project, позволяя записывать за один проход 4 микрофона или инструмента в любой комбинации.

8 каналов

Восемь полноценных аналоговых канала в режиме реального времени — это почти потолок для студии класса Project или Home, если вы не Ozzy Osborne, конечно.

Такой картой можно записать небольшой состав живьём за один проход, то есть единовременно. Отрываясь от необходимости записывать проекты потреково, то есть последовательно (музыканты записываются по очереди), мы получаем не только более эмоциональную запись, но и принципиально другие возможности.

Восьмиканальные карты, как правило, имеют профессиональный рэковый формат корпуса и возможности расширения. Соединяя в одной рэковой стойке несколько приборов вы можете создать гибкую конфигурацию специально под ваши задачи. Дополняйте основную карту предусилителями, стрип ченнелом или блоком динамической обработки и получайте аналоговый комплекс вместо цифровых плагинов!

Например, я к своей восьмиканальной карте подключил двухканальный ламповый предусилитель и получил в сумме десять каналов: два тёплых ламповых, два высокоомных гитарных и шесть универсальных. Это позволяет мне не экономить каналы и смело писать гитару на два-три канала: два линейных канала со стереодилея + микрофоном снимать перегруз с лампового комбика. Записывать группы на 4-5 музыкантов, упираясь только в площадь помещения, а не в количество каналов. Взять рековый кейс и на выезде записать концерт или даже фестиваль.

Multitrack Recording: выводы

Подведём итоги:
• Сольным музыкантам, подкастерам и дикторам нужны только 1-2 канала
• Музыкальным группам стандартных составов нужно 4, а лучше 8 каналов для творчества, репетиций и демо-записей
• Звукоинженеры, записывающие группы, нуждаются в 16-ти каналах и больше

Не забывайте, что электронным барабанным установкам иногда требуется 8 входов, если каждая часть установки записывается в свой канал. Имейте это в виду, если собираетесь их использовать. Альтернативным решением является запись электронных барабанов в миди, но при этом банки звуков будут звучать не из «мозгов» установки, а из банка звуков (или сэмплов) вашей DAW.

Звуковая карта — сердце вашей студии. Без звукового интерфейса студия мертва, как и тело без сердца. И, так же как вам не надо думать о сокращениях сердца, так же не стоит беспокоиться о работе звуковой карты. Включил и забыл.

Определитесь с количеством каналов, а дальше исходите из бюджета и разумной достаточности. Звуковые карты быстро устаревают, поэтому нет смысла покупать их «навсегда» или «навырост». Выбирайте под сегодняшние, реальные задачи, не прогадаете.

Насколько это дорогое решение? Вопрос философский. Можно на двухканальную карту потратить огромные деньги, а можно инвестировать в восьмиканальную и окупить её в первый же месяц. При этом топовые одноканальные решения могут быть в два-три раза дороже бюджетных восьмиканальных. Есть большой вторичный рынок. Можете спросить у меня — подскажу, где купить хорошую звуковую карту с рук недорого. Сам я сейчас использую восьмиканальную карту Focusrite Scarlett 18i20 с двухканальным ламповым предусилителем DBX 386. Это в сумме 8+2=10 каналов одновременно. В повседневной же работе и творчестве чаще всего используется сколько каналов? Правильно, один!


'Сколько каналов у многоканальной студии?' have no comments

Be the first to comment this post!

Would you like to share your thoughts?

Your email address will not be published.

© Serg Dorohoff 1986-2016